Один из наиболее частых вопросов - "Как мне получить на экране дугообразные
сигналы?" В действительности это сделать очень легко, но для этого требуется
внимательное отношение ко всем мелочам, начиная с процесса установки
преобразователя (излучателя\приемника) сонара.
Разрешение экрана
Количество пикселей (элементов изображения), которое экран сонара может показать
по вертикали, называется разрешением экрана. Чем больше пикселей содержит экран,
тем лучше будут видны дугообразные сигналы. В таблице приведены данные для двух
дисплеев с разрешением 100 и 240 пикселей по вертикали и показано какому
реальному расстоянию соответствует один пиксел при разных диапазонах.
Как вы видите, при диапазоне 0-50 футов на один пиксел приходится в 5 раз
большее реальное пространство, чем при диапазоне 0-10 футов. Например, если у
сонара экран имеет разрешение 100 пикселей по вертикали, то при диапазоне 0-100
футов на один пиксел будет приходится целых 12 дюймов (30,5см). Поэтому чтобы
при этих условиях рыба оставила на экране дугообразный эхосигнал, она должна
сама быть очень приличных размеров. Но, если вы примените функцию ZOOM, то
диапазон можно существенно сузить и тогда на один пиксел будет приходиться
значительно меньшее расстояние в воде. Например, если при глубине 100 футов
сделать окно зума равным 30 футам (к примеру, взять от 80 до 100 футов), то на
один пиксел будет приходиться 3,6 дюйма. Сравните с 12 дюймами при полном
диапазоне 0-100 футов! Теперь та рыба, которая не давала дугообразных сигналов
на полном диапазоне, вполне может это сделать благодаря окну зума. Размер
дугообразного сигнала зависит от размера рыбы - маленькая рыбка даст маленькую
дугу, рыбка побольше даст дугу побольше и т.д. На мелководьи рыба, стоящая
недалеко от дна, даст на экране с небольшим разрешением прямую линию, отделенную
от линии дна. Если та же рыба будет находиться около дна на глубоком месте, то
на экране с полным диапазоном ее сигнал будет неотличим от линии дна. Если же
использовать окно зум размером 30 или 20 футов, то можно не только обнаружить
самостоятельный эхосигнал от рыбы, но и разглядеть его дугообразную форму. Это
удается потому, что при зуммировании на один пиксел приходится меньше реального
отображаемого пространства.
На этих рисунках видно преимущество экрана с большим количеством пикселей,
который позволяет лучше рассмотреть детали, в т.ч. дугообразную форму сигналов.
Прокрутка
Скорость прокрутки или движения эхограммы по экрану также может влиять на
качество изображения дугообразных эхосигналов. Чем больше скорость движения
эхограммы, тем больше пикселей участвует в изображении дуги, когда рыба проходит
через конус излучения. Это помогает лучше отображать дугообразный сигнал. С
другой стороны, слишком большая скорость прокрутки, что тоже плохо, растягивает
дугу в прямую линию. Поэкспериментируйте со скоростью прокрутки, чтобы найти
самую подходящую скорость.
Установка преобразователя
Если, тем не менее, получить на экране хорошую дугу от проходящей рыбы не
удается, то возможной причиной является неправильная установка преобразователя
(излучателя\приемника). Если преобразователь установлен на транце лодки, то,
спустив лодку на воду, отрегулируйте его так, чтобы излучающая поверхность
преобразователя была направлена строго вниз. Если это условие не выполнено, то
дуга не будет иметь на экране правильную форму. Если хорошо прорисовывается
передняя часть дуги, но отсутствует задняя, то это значит, что передняя часть
преобразователя слишком поднята вверх. Если видна только задняя часть дуги, то
это значит, что нос преобразователя "клюет" вниз и его надо приподнять.
Краткий обзор по дугообразным сигналам
Чувствительность
Когда включен автоматический режим с функцией ASP™ (Улучшенная обработка
сигнала) то это обеспечивает вам соответствующую регулировку чувствительности,
но при необходимости чувствительность можно увеличить.
Глубина объекта
Глубина, на которой находится рыба, может повлиять на возможность формирования
на экране дугообразного сигнала. Например, если рыба плывет близко к
поверхности, то она пересекает конус излучения очень быстро, что затрудняет
формирование на экране дугообразного сигнала. Обычно чем глубже находится рыба,
тем легче получить на экране дугу от нее.
Скорость лодки
При эхолокации двигатель должен работать на холостых или малых оборотах.
Поэспериментируйте с ручкой газа, чтобы найти ту скорость, при которой
дугообразный сигнал будет иметь наилучшую форму. Обычно это получается при
скоростях, соответствующих медленной проводке.
Скорость прокрутки
Используйте для прокрутки скорость 0,75 или выше от максимальной..
Zoom
Если вы видите на экране отметки, которые могут быть рыбой, но при этом не имеют
дугообразной формы, попробуйте использовать масштабирование, поместив окно зума
на то место, где есть подозрительные сигналы. Использование функции ZOOM
позволяет эффективно увеличить разрешение экрана.
Заключительные выводы по дугообразным эхосигналам
Очень маленькие рыбки не будут давать дугообразный сигнал совсем. Иногда из-за
неблагоприятных условий состояния воды, например, волнения на поверхности или
термоклинов, чувствительность не может быть увеличена до уровня необходимого для
получения дуг. В таких случаях нужно поднять чувствительность до уровня
допустимых помех на экране. При глубинах от средней до большой это часто
помогает для визуализации дуг.
Косяк рыб будет виден как множество разных образований или форм, в зависимости
от того, какая часть косяка оказывается в конусе излучения. Мелко плывущие
недалеко друг от друга рыбы будут выглядеть на экране как случайным образом
соединяющиеся и распадающиеся блоки. На большей глубине каждая рыба будет давать
самостоятельную дугу.
Почему эхосигнал от рыбы имеет форму дуги?
Причиной появления эхосигналов дугообразной формы является изменение взаимного
положения рыбы и конуса излучения по мере того как лодка проплывает над рыбой
(или же рыба проплывает через конус неподвижной лодки - важно, чтобы они
перемещались друг относительно друга). Как только рыба начинает входить в конус
(этому соотвествует расстояние А), на экране появляется первая точка. По мере
того, как рыба двигается в направлении к оси конуса, расстояние от нее до
преобразователя уменьшается и в результате пиксели, которые соответствуют этому
объекту, перемещаются вверх на меньшую глубину.
Когда рыба находится на оси конуса, расстояние самое короткое и равно B (рис.B).
Когда рыба покидает конус, расстояние снова увеличивается и становится равным С
(рис.С). Соответствующий этому эхосигнал имеет вид дуги, края которой
расположены более глубоко, чем середина. Поскольку максимум излучения находится
на оси конуса, а крайние лучи от излучателя более слабые, то отражения от
крайних лучей также более слабые, а концы дуг на экране более тонкие.
Если рыба не пересекает ось конуса, то дуга может не иметь ярковыраженной формы.
Если она проходит по краю конуса, то время взаимодействия небольшое и дуга
получается маленькой даже от большой рыбы. По этой же причине трудно получить
хорошую дугу от мелкоплывущей рыбы. Зона излучения по сравнению с рыбой
оказывается слишком маленькой, чтобы выполнялись условия формирования дуги.
Запомните, чтобы получить дугу, необходимо относительное движение рыбы и конуса
излучения. Обычно для этого лодка должна двигаться со скоростью проводки. Если
лодка остановилась, то от стоящей рыбы не будет формироваться дугообразный
эхосигнал, а будет прямая горизонтальная линия через весь экран. Но если рыба
двигается с достаточной скоростью, то дуга на экране появится.