Приступая к разработке конструкции мотолодки „Обь-3", которая должна заменить
модели «Обь» и „Обь-М", конструкторы Новосибирского авиазавода имени В. П.
Чкалова стремились максимально учесть пожелания и предложения владельцев этих
моделей лодок.
Новая модель имеет тримаранные обводы днища в носовой части, переходящие в корме
в обводы типа "крыло чайки". Во время движения в переходном режиме носовая волна
гасится спонсонами, увеличивая подъемную силу, а при глиссировании при помощи
тех же спонсонов в туннелях создается воздушная подушка, которая уменьшает
смачиваемую поверхность днища. За счет отгиба скулы при максимальных скоростях
снижается волнообразование, увеличивается динамическая остойчивость лодки. Два
продольных редана повышают гидродинамическое качество и придают днищу
дополнительную жесткость. Носовые шпангоуты имеют значительную килеватость, что
обеспечивает мягкость хода и хорошую всхожесть на волну. Все эти особенности
обводов улучшают гидродинамические характеристики «Оби-3» по сравнению с
„Обью-М".
Теоретический корпус мотолодки "Обь-3"
Корпус и весь внутренний набор (шпангоуты, стрингеры) изготовлены из
высокопрочных алюминиевых сплавов Д16 и Д1. Детали соединены заклепками с
прокладкой герметизирующего материала. Изнутри борта кокпита и подмоторного
отсека зашиты легкосъемными алюминиевыми панелями.
В кокпите мотолодки установлены четыре удобных кресла с мягкими съемными
подушками. При необходимости кресла легко раскладываются в спальные места.
Мотолодка оборудована однорычажным ДУ газом и реверсом двигателя, а также
рулевым ДУ. От встречного ветра и брызг экипаж предохраняет ветровое стекло,
установленное на палубе. По верхнему краю стекла сделана жесткая трубчатая
окантовка, которая переходит в удобные леера-поручни по бортам. «Обь-3»
оборудована быстросъемным тентом, который надежно защищает пассажиров от
непогоды. Каркас тента изготовлен из тонкостенных металлических труб.
В носовой части расположено багажное отделение с откидывающейся крышкой люка.
Для размещения штатного бачка и запасных емкостей с топливом в кормовой части
лодки предусмотрен подмоторный отсек с люками. На днище между креслами уложен
деревянный пайол шириной 380 мм. Для обеспечения непотопляемости по бортам и
днищу установлены блоки плавучести. Для удобства швартовки судна на палубе
предусмотрены две утки. Для транспортировки имеются три подъемных рыма — один
носовой и два кормовых (на транце). Мотолодка укомплектована ходовыми огнями,
черпаком, спасательным линем, швартовным концом, веслами, ремонтной аптечкой.
Ходовые испытания новой модели с подвесным мотором «Вихрь-30» и штатным гребным
винтом проводились на Обском водохранилище и реке Обь. С полной нагрузкой
скорость составила 40 км/ч. Лодка имеет достаточную статическую и динамическую
остойчивость — на полном ходу при самой резкой перекладке руля перевернуть судно
практически невозможно. Мореходные испытания проводились при максимально
допустимой волне. При движении под любыми курсовыми углами к бегу волн кокпит не
забрызгивается.
"Обь-3", безусловно, мореходнее "Оби-М" и обладает лучшими скоростными
характеристиками. Однако по габаритам и весу она уже приближается к лодкам типа
"Казанка-5" и "Прогресс". Таким образом, такие положительные качества,
заложенные в первоначальную концепцию старой "Оби", как малый вес, простота
оборудования, неприхотливость в эксплуатации, возможность применять лёгкие
экономичные моторы, оказались утраченными.