Основные данные:
Длина наибольшая, м 5.11
Ширина наибольшая, м 1.98
Высота борта на миделе, м 0.86
Высота в каюте, м 1.25
Угол внешней килеватости днища у транца, 14°
Масса с оборудованием и снабжением, кг 390
Грузоподъемность, кг 400
Пассажировместимость, чел. 4
Допустимая мощность ПМ, л.с. 60
Скорость с полной нагрузкой, км/ч:
Серийное производство мотолодки «Москва-2» было начато с 1975 г. на трех
предприятиях, размещенных в различных областях Советского Союза. Разрабатывая
проект этой лодки, конструкторы предусматривали возможность ее эксплуатации в
режиме глиссирования с полной нагрузкой при установке двух моторов мощностью по
23-30 л.с. и в водоизмещающем режиме - с одним мотором мощностью 8-20 л.с.
Кривые буксировочного сопротивления и потребной мощности мотора в зависимости от
скорости при полном водоизмещении D = 960 кг приведены на рисунке ниже.
Общее расположение мотолодки «Москва-2».
1, 8 - блоки пенопласта; 2 - диван-койка; 3 - складной стол; 4 -подножка; 5 -
пульт управления; 6 - сиденье рулевого; 7 - кормовая банка; 9 - подъемный рым;
10 - откидной люк.
При установке одного мотора оптимальное его положение - на расстоянии 250 мм от
ДП к левому борту. Такое размещение практически не сказывается на скорости и
управляемости лодки. При установке «Beтерка-8» лодка с полной нагрузкой
развивает скорость 9 км/ч; с мотором «Нептун-23»- 13-14 км/ч. Однако основным
режимом использования лодки является глиссирование со скоростью свыше 30 км/ч,
для чего необходима мощность не менее 35 л.с.
Теоретический корпус мотолодки "Москва-2" Кривые буксировочного сопротивления R
и потребной мощности двигателя Ne в зависимости от скорости V при полном
водоизмещении мотолодки «Москва-2».
Корпус лодки имеет плоско-килеватые обводы днища типа «моногедрон» с углом
килеватости на транце 14°.
Обшивка корпуса, переборки, флоры и рубка изготовлены из алюминиезо-магниевого
сплава АМг5М (индекс М соответствует листам в состоянии отжига). Толщина обшивки
днища - 2 мм; бортов, палубы и рубки - 1,5 мм. Набор изготовлен из профилей
алюминиевого сплава марки АМг61. Соединения конструкций корпуса выполнены на
сварке и заклепках.
По длине корпус разбит на три отсека: форпик, каюту и кокпит. Каюта оборудована
мягкими диванами и столиком. При устройстве на ночлег столик можно снять и
убрать в рундук, а в проход между диванами уложить подушки кормового дивана из
кокпита. На такой постели могут разместиться на ночлег 3-4 чел.
В крыше рубки имеется люк, обеспечивающий нормальную вентиляцию каюты. В
переборке форпика также предусмотрен люк, что позволяет использовать этот отсек
для хранения различного снабжения и имущества.
В кокпите размещаются два складных кресла, пульт управления лодкой и кормовой
диван. В случае непогоды кокпит может быть закрыт тентом. При необходимости
здесь могут расположиться на ночлег два человека на надувных матрацах; при этом
кресла складываются и убираются в бортовые ниши. Для установки любого из типов
выпускаемых в настоящее время ДУ (одного или двух комплектов) предусмотрено
место в районе кормовой переборки каюты с левой стороны от водителя.
Непотопляемость «Москвы-2» обеспечена блоками плавучести. При затоплении всех
отсеков мотолодка остается на плаву, на ровном киле. Пассажиры, находясь за
бортом, могут удерживаться за лодку.
Лодка оборудуется сигнально-отличительными огнями, питающимися от электросистемы
подвесного мотора или аккумулятора, и рулевым устройством. В перечень снабжения
входят спасательное кольцо с линем, черпак, флаг-отмашка, ремонтная аптечка и
два весла-гребка.
Судно достаточно мореходно для использования его в прибрежных зонах морей и
крупных водохранилищ. На стоянке лодка обладает валкостью. Кроме того, к
недостаткам «Москвы-2» относят отсутствие термической изоляции рубки, что
является причиной выделения в каюте значительного количества конденсата.
Экономичность и скорость лодки могут быть повышены благодаря использованию
грузовых гребных винтов уменьшенного шага.
Опыт эксплуатации "Москвы-2" в морских условиях
Достоинства лодки
Благодаря значительной длине "Москва-2" хорошо преодолевает встречную волну и не
имеет склонности к подлётам. Умеренно-килеватые обводы типа "моногедрон"
обеспечивают лодке спокойный, без зарыскиваний и зарываний в волну, ход на
попутном и боковом волнении.
Не стоит переоценивать валкость "Москвы-2". Конечно, начальная остойчивость
тримаранов выше, но из-за больших размеров "Москва-2" и более остойчива, чем
большинство обычных открытых "дюралек".
Вес "Москвы-2" вполне приемлем для её размеров и меньше, чем у ближайшего
аналога - "Ладоги-2".
Достоинства отдельной полноценной каюты "Москвы-2" трудно переоценить.
Транец "Москвы-2" имеет очень удачную конструкцию. Высота транца в центре
составляет 510 мм, что соответствует "длинному" дейдвуду мощных зарубежных
моторов, а при размещении двух моторов их длина дейдвуда должна соответствовать
стандарту 380 мм. Таким образом, без переделки транца на "Москву-2" можно
устанавливать как два отечественных или зарубежных "коротконогих" мотора, так и
один мощный зарубежный "подвесник". Причём ширина транцевой доски позволяет
сбоку от основного мощного мотора установить ещё и резервный маломощный
моторчик.
При эксплуатации в морских заливах прочность днища "Москвы-2" оказалась вполне
достаточной. Корпус практически не подвержен коррозии, так как выполнен из
сплава АМГ-5М.
Недостатки лодки
Серьёзных недостатков (таких как недостаточная прочность днища, быстрая коррозия
в морской воде, чрезмерный вес для своих размерений, опрокидывание на волне и
т.п.) "Москва-2" не имеет.
Владельцы лодок отмечали узковатые двери в каюту, отпотевание рубки изнутри
(легко устраняется оклейкой поролоном или пенопленом), слабое крепление роликов
дистанционного рулевого управления к борту - недостатки, в общем-то вполне
устранимые своими силами.
Едва ли стоит считать недостатком невысокие показатели ходкости под
отечественными моторами. "Москва-2" проектировалась под мощность мотора до 90
л.с. Но даже 33-сильные "Нептуны" так и остались экспериментальными образцами.
Оптимальная мощность мотора для "Москвы-2" составляет 70~90 л.с., под моторами
такой мощности "Москва-2" показывает прекрасные ходовые качества.
"Москва-2" - комфортабельная и мореходная мотолодка без существенных
недостатков.