При промышленном лове тунца в тропических районах Мирового океана промысловые
суда снабжаются вспомогательными бортовыми катерами или быстроходными
мотолодками. Задачей этих катеров, спускаемых на воду в районе промысла,
является не собственно лов, а обнаружение, загон и удержание косяка рыб на месте
до подхода тунцеловного сейнера, а также проведение различных вспомогательных
работ при замете сетей.
Тунец - очень осторожная рыба, способная развивать большие скорости, а лов
проводится при практически постоянном волнении океана. Этим обусловлены особые
требования к скорости, маневренным и мореходным качествам таких промысловых
лодок. Поскольку лодка спускается на воду и поднимается грузоподъемными
средствами тунцеловного судна, это ограничивает как спусковой вес снаряженной
лодки, так и ее размерения.
Все эти требования должны были учитываться ЦКБ "Нептун" при создании такой
мотолодки; строятся тунцеловные суда проекта 1348 на Киевском заводе "Ленинская
кузница". Наиболее подходящими были признаны обводы типа глубокое V с
килеватостью днища у транца 25 в сочетании с продольными реданами. Катера с
такими обводами обладают высокими мореходными качествами, позволяющими
эксплуатировать их на морской волне с минимальным снижением скорости. Именно на
плавание на 3-балльной волне была рассчитана остойчивость лодки, ее высокий
борт.
Модельные испытания, проведенные в бассейне ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова,
позволили уточнить соотношения размерений и характеристики обводов, необходимую
мощность двигателя для достижения скорости 75-80 км/ч. Натурные мореходные
испытания самоходного макета в условиях 2-3-балльного волнения, проведенные
перед постройкой опытного образца, подтвердили правильность выбора размерений и
обводов корпуса.
Выбор материала корпуса решался однозначно. Только стеклопластик мог
удовлетворить высокие требования к эксплуатационным качествам лодки. Этот
материал обладает коррозионной стойкостью в тропиках; корпус не нуждается в
частой окраске; ремонт корпуса может быть выполнен силами команды на борту
судна-носителя и т. н.
Наружная обшивка подкреплена продольным и поперечным набором (применена
смешанная его система) и жесткой конструкцией платформы, которая выклеена
совместно с двумя бортовыми рундуками, нишами для бензобаков и центральным
рундуком (на нем монтируется сиденье водителя). Это не только обеспечило
необходимую прочность корпуса, но и упростило монтаж оборудования и эксплуатацию
лодки.
Общее расположение мотолодки.
1 - резиновая дорожка;
2 - сиденье водителя;
3 - радиостанция;
4 - рым для подъема мотолодки;
5 - спасательный леер.
Вклеенные в корпус блоки из пенопласта поддерживают лодку в полном грузу на
плаву в случае полного ее затопления.
Мотолодка "Тунец" рассчитана на установку подвесного мотора (или двух моторов)
мощностью до 115 л. с. Она оборудована дистанционным управлением мотором и
необходимыми приборами для контроля за работой двигателя. В комплект
оборудования "Тунца" входят также средства радиосвязи с сейнером, спасательные
средства и защитный шлем для водителя. Расположение ч конструкция оборудования
рассчитаны на управление лодкой одним человеком. С места водителя можно легко
дотянуться до любого предмета снабжения; под рукой у него органы управления,
компас и микрофон, ничто не мешает хорошему круговому обзору.
Для безопасности экипажа на палубе наклеены "нескользящие" участки из рифленой
резины; на носовой палубе и "по бортам установлены жесткие релинги; снаружи
вдоль бортов протянут спасательный линь. При подъеме и спуске мотолодки стропы
закрепляют за три подъемных рыма, установленных на палубе.
Корпус новой промысловой лодки сделан белым, а палуба и все оборудование кокпита
- оранжевыми; эти цвета не только обеспечивают нарядный внешний вид мотолодки,
но и облегчают обнаружение ее в открытом море. Черный привальный брус и
резиновые дорожки на палубе служат удачным дополнением к общему
архитектурно-художественному решению.
Опытный образец "Тунца" прошел межведомственные испытания. Первые мотолодки на
головном судне уже испытаны непосредственно в процессе лова тунца, они хорошо
себя зарекомендовали. В настоящее время организовано серийное производство таких
мотолодок, которые комплектуются подвесными моторами "Эвинруд/Джонсон-115"
бельгийского производства.
Технические данные
Длина, м |
4,62 |
Ширина, м |
1,92 |
Высота борта, м |
0,71 |
Спусковой вес, кг |
750 |
Команда, чел |
1 |
Мощность мотора, л.с. |
до 115 |
Скорость полного хода, км/ч |
75-80 |