Основные данные новой мотолодки "Воронеж" и
заменяемой ею "Казанки-М" |
|
"Воронеж" |
"Казанка-М" |
Длина наибольшая, м |
4,2 |
4,6 |
Ширина, м |
наибольшая |
1,55 |
1,2 |
по скуле на миделе |
1,4(*) |
1,2 |
по скуле на транце |
1,37 |
1,2 |
Угол внешней килеватости днища |
на транце |
4° |
4° |
на миделе |
17°20' |
10° |
на шп.1 |
44° |
36° |
Высота борта, м |
в носу |
0.735 |
0,68 |
на миделе |
0,674 |
0,675 |
на транце |
0,6 |
0.38 |
Допустимая мощность П.М. л.с. |
30 |
25 |
Масса лодки с оборудованием и снабжением
(без мотора), кг |
152 |
145 |
Полное водоизмещение лодки с мотором
"Вихрь-М", кг |
628 |
621 |
(*) Без учета скуловых брызгоотражателей шириной 30 мм, которые проходят от носа
до транца
Воронежский авиационный завод, являвшийся в последние годы единственным
изготовителем "Казанки-М", переходит на производство новой моторной лодки
"Воронежа". О насущной потребности в более совершенной лодке, способной прийти
на смену заслуженной "Казанке", неоднократно писалось на страницах сборника.
Перед конструкторами была поставлена задача - создать недорогую глиссирующую
прогулочно-туристскую мотолодку с полезной грузоподъемностью 400кг, которая
имела бы лучшую мореходность и обеспечивала большую безопасность плавания, чем
старая модель, но сохраняла такие ее положительные качества, как простота
конструкции и высокие скоростные показатели. Имелось в виду, что с любым из
выпускаемых ныне подвесных моторов мощностью от 22 до 30л.с. лодка должна
выходить на глиссирование с предельно допустимой нагрузкой, а под "Ветерком-12"
или "Ветерком-14" - с неполным экипажем.
Новая мотолодка "Воронеж" короче и значительно шире "Казанки-М"; увеличены углы
внешней килеватости днища в носу и на мидель-шпангоуте и высота скулы в носу;
большая высота борта в корме и наличие подмоторного кормового отсека с
самоотливной нишей значительно уменьшают опасность заливания лодки с кормы.
Выбранные обводы близки к примененным на "Казанке-5", хорошо зарекомендовавшей
себя в течение пятилетней эксплуатации на таких больших реках, как Волга.
Разработке окончательного теоретического чертежа предшествовали всесторонние
испытания пенопластовой модели лодки (в масштабе 1:2) в опытном бассейне.
Проведенные эксперименты, в частности, показали, что мотолодка с выбранными
обводами имеет минимальное сопротивление в диапазоне скоростей 25-28км/ч, легко
выходит на глиссирование (предпочтительна носовая центровка) и идет без
излишнего дифферента. При движении со скоростями, соответствующими выходу на
глиссирование, на широкой и плоской кормовой части днища возникают большие
гидродинамические силы и момент относительно центра тяжести, чем у корпусов,
сужающихся к транцу или имеющих значительную килеватость (например, у мотолодки
"Днепр" b=14°).
Заостренные обводы носовой части, способствующие погружению носа и уменьшению
ходового дифферента, снижают волновое сопротивление корпуса при движении на
тихой воде и обеспечивают высокие мореходные качества. Например, при движении
глиссирующей модели против волны высотой (для натуры) 0,25м и длиной 5,0м
буксировочное сопротивление было больше, чем при ходе на спокойной воде, всего
на 10-15%; на максимальной скорости перегрузки в районе центра тяжести модели
оказались в 1,5 раза меньше, чем на модели серийной "Казанки-М".
За короткий срок завод, базируясь на результатах модельных испытаний, разработал
конструкцию и изготовил опытные образцы мотолодки, а в сентябре-ноябре 1976г.
провел на Воронежском водохранилище их заводские испытания.
"Воронеж" - цельнометаллическая дюралюминиевая лодка клепаной конструкции,
имеющая смешанную систему набора - стрингера и девять шпангоутов. Обшивка днища
изготовлена из 1,5-миллиметрового листа сплава Д1. Соединение днища и борта на
скуле образует брызгоотбойник шириной 30мм.
Корпус лодки расчленен на отдельные сборочные узлы: днище, состоящее из трех
частей: палубу и бортовые панели, состоящие каждая из двух частей; транец;
рецесс; планширь и шпангоуты. Разбивка на узлы и конструкция деталей
обеспечивают возможность поточной сборки корпуса с широким применением
клепальных прессов, исключающим клепку вручную. Введение открытых стыковых швов
позволяет внедрить групповую прессовую клепку. Герметичность соединений
обеспечивается прокладкой тиоколовой ленты и уплотнительной замазкой. Для защиты
днища от истирания при швартовке и вытаскивании лодки на берег по килю
приклепана наружная накладка. Для предохранения лодки от коррозии детали корпуса
анодируются, корпус целиком грунтуется и покрывается эмалью МЛ-152. Окраска
выполняется по одному из четырех вариантов.
Непотопляемость обеспечивается блоками пенополистирола, размещенными под палубой
в герметизированном форпике, а также под кормовой палубой по сторонам
подмоторной ниши.
В запалубленной носовой части лодки расположен небольшой багажный отсек с
доступом через закрываемый крышкой люк в переборке.
В просторном кокпите, имеющем размеры 2,3х1,4м, установлены две деревянные банки
для четырех пассажиров. На передней банке сделаны две откидные спинки (при
необходимости на ней могут уместиться и трое); пассажиры, сидящие на кормовой
банке, спиной опираются о переднюю стенку рецесса. Бачки с топливом удобно
располагаются под кормовой банкой и под палубой подмоторного отсека. В кокпите
имеются деревянные решетчатые слани.
От ветра и брызг пассажиров защищает ветровое стекло. Предусмотрена возможность
установки дистанционного управления подвесным мотором, а также оборудования
лодки тентом. В снабжение лодки входят весла, черпак, спасательный линь и
ремонтная аптечка.
Скоростные испытания мотолодки на Воронежском водохранилище (табл.1;2) показали,
что при паспортной ее нагрузке все моторы мощностью 22-30л.с. со штатными
винтами обеспечивают максимальную скорость 33км/ч как при ходе на тихой воде,
так и на волне высотой 0,25м. Характерно, что лодка с мотором "Нептун-23" при
установке второго штатного винта, оптимального в данном случае, достигает такой
же максимальной скорости как с более мощными "Вихрем-М" и "Вихрем-30Р", имеющими
единственный (и не оптимальный) штатный винт.
Во время испытаний было установлено, что грузоподъемность мотолодки может быть
увеличена до 500кг, если используются "Нептун-23" со вторым штатным винтом
(0,23х0,28) или "Вихрь-30Р"; скорость глиссирования с такой нагрузкой составляет
29км/ч.
Угол ходового дифферента на скоростях 32-33км/ч не превышает 1°; в момент
преодоления горба сопротивления он, по данным модельных испытаний, доходит до
4-4,5°.
Приводим гидродинамические характеристики мотолодки "Воронеж", [схема 1] которые
могут оказаться полезными ее будущим владельцам. Напомним, что точка пересечения
кривых эффективного упора винта и буксировочного сопротивления лодки указывает
достижимую скорость движения мотолодки. Важно подчеркнуть решающую роль "запаса"
упора в диапазоне скоростей, соответствующих преодолению горба сопротивления и
выходу на глиссирование.
Так, если на скорости 18-20км/ч эффективный упор будет даже не намного, но
меньше буксировочного сопротивления, лодка глиссировать не сможет, а лишь при
незначительном превышении упора выход лодки на глиссирование может оказаться
надолго затянутым по времени. Очень важно подобрать мощность мотора, параметры
винта и нагрузку лодки так, чтобы "запас" упора был по возможности большим.
Например, если повысить нагрузку лодки на 100кг против паспортной, осадка
увеличится и буксировочное сопротивление заметно возрастет. Мотор "Нептун-23" с
винтом 0,24х0,3 м лодку на глиссирование уже не выведет, поскольку при этом упор
(кривая3) меньше сопротивления (кривая2). Однако достаточно на том же моторе
заменить винт, поставив оптимальный для увеличенной нагрузки (0,23х0,28), и
кривая 4 окажется выше кривой 3 - появится необходимый для выхода на
глиссирование запас упора.
В связи со сказанным следует подчеркнуть целесообразность полировки гребного
винта, обеспечивающей увеличение эффективного упора (этот прирост упора
позволит, например, взять в лодку дополнительно два бачка топлива без ущерба для
скорости!). Испытания "Воронежа" еще раз подтверждают уже давно известную
истину, что для грамотной эксплуатации лодки с переменной нагрузкой необходимо
моторы "Вихрь-М", "Вихрь-30Р" и "Привет-22" выпускать с двумя-тремя сменными
гребными винтами, из которых один должен быть рассчитан на максимальную
грузоподъемность лодки.
При испытаниях лодка устойчиво шла на всех скоростях и при всех нагрузках по
ветровой волне высотой до 0,5м. Струи из-под корпуса интенсивно отбрасывались в
стороны, палубу и кокпит не забрызгивало; эффективно работали брызгоотражатели.
При ходе на максимальной скорости против волны высотой 0,25м пассажиры
"Воронежа" практически ее те чувствовали, в то время как на идущей рядом
"Казанке-М" ощущались неприятные удары.
Благодаря большой ширине корпуса мотолодка обладает достаточной поперечной
остойчивостью. При полном водоизмещении и расположение у одного борта груза
240кг, имитирующего вес трех человек, угол крена не превышает 11°, а минимальная
высота надводного борта составляет не менее 200мм. Заполненная водой лодка не
переворачивается при приложении к одному борту 20кг груза имитирующего вес
держащихся за борт двух человек, остается на плаву с одним человеком, мотором и
40 кг груза в кокпите.
В дальнейшем предполагается разработать еще два варианта "Воронежа" -
беспалубный и с рубкой-убежищем
Ориентировочная цена мотолодки "Воронеж" - 400рублей.(в последующем была
увеличена)
Гидродинамические характеристика мотолодки «Воронеж» с различными подвесными
моторами и винтами.
Так, если на скорости 18-20км/ч эффективный упор будет даже не намного, но
меньше буксировочного сопротивления, лодка глиссировать не сможет, а лишь при
незначительном превышении упора выход лодки на глиссирование может оказаться
надолго затянутым по времени. Очень важно подобрать мощность мотора, параметры
винта и нагрузку лодки так, чтобы "запас" упора был по возможности большим.
Например, если повысить нагрузку лодки на 100кг против паспортной, осадка
увеличится и буксировочное сопротивление заметно возрастет. Мотор "Нептун-23" с
винтом 0,24х0,3 м лодку на глиссирование уже не выведет, поскольку при этом упор
(кривая3) меньше сопротивления (кривая2). Однако достаточно на том же моторе
заменить винт, поставив оптимальный для увеличенной нагрузки (0,23х0,28), и
кривая 4 окажется выше кривой 3 - появится необходимый для выхода на
глиссирование запас упора.
В связи со сказанным следует подчеркнуть целесообразность полировки гребного
винта, обеспечивающей увеличение эффективного упора (этот прирост упора
позволит, например, взять в лодку дополнительно два бачка топлива без ущерба для
скорости!). Испытания "Воронежа" еще раз подтверждают уже давно известную
истину, что для грамотной эксплуатации лодки с переменной нагрузкой необходимо
моторы "Вихрь-М", "Вихрь-30Р" и "Привет-22" выпускать с двумя-тремя сменными
гребными винтами, из которых один должен быть рассчитан на максимальную
грузоподъемность лодки.
При испытаниях лодка устойчиво шла на всех скоростях и при всех нагрузках по
ветровой волне высотой до 0,5м. Струи из-под корпуса интенсивно отбрасывались в
стороны, палубу и кокпит не забрызгивало; эффективно работали брызгоотражатели.
При ходе на максимальнои скорости против волны высотой 0,25м пассажиры
"Воронежа" практически ее те чувствовали, в то время как на идущей рядом
"Казанке-М" ощущались неприятные удары.
Благодаря большой ширине корпуса мотолодка обладает достаточной поперечной
остойчивостью. При полном водоизмещении и расположение у одного борта груза
240кг, имитирующего вес трех человек, угол крена не превышает 11°, а минимальная
высота надводного борта составляет не менее 200мм. Заполненная водой лодка не
переворачивается при приложении к одному борту 20кг груза имитирующего вес
держащихся за борт двух человек, остается на плаву с одним человеком, мотором и
40 кг груза в кокпите.
В дальнейшем предполагается разработать еще два варианта "Воронежа" -
беспалубный и с рубкой-убежищем.