
Каютная моторная лодка серии «Обь-4» с плосковыпуклыми обводами и умеренной
килеватостью днища предназначена для семейного отдыха на средних и крупных
водоёмах (пресных озёрах, водохранилищах) при удалении от берега до 3000 м, при
волнении до 2 баллов и высоте волны до 1.0 м. По желанию заказчика лодка может
быть изготовлена из карозионностойкого алюминиевомагниевого сплава, позволяющего
эксплуатацию лодки в морской воде.
На лодке установлены два двигателя с водомётами.
Лодка состоит из закрытой каюты со стеклом, открытого кокпита, в котором
находятся два бензобака, кресла водителя, пассажира и диван, а также
подмоторного отсека, отделённого от кокпита герметичной перегородкой.
Для отражения брызг и защиты от встречного потока воздуха на крыше палубы
установлено ветровое стекло. Для защиты от непогоды на двух дугах расположен
тент, который в случае необходимости расправляется и крепится за специальные
скобы.
Несмотря на небольшие размеры, лодка имеет просторную каюту с удобными
комфортабельными диванами и столиком.
Лодка комплектуется вёслами, ремонной аптечкой, ЗИПом для двигателей,
водоотливными насосами, черпаком и тентом.
Выпускается с 1998 года.
Наименование параметра |
Количественная
характеристика |
Длина габаритная, м |
6.95 |
Ширина габаритная, м |
2 |
Ширина на скуле на транце |
1.9 |
Высота габаритная, м |
2.4 |
Высота габаритная на миделе,
м |
0.95 |
Полная масса лодки, кг |
1220 |
Грузоподъёмность, кг |
850 |
Пассажировместимость, чел |
6 |
Полное водоизмещение, т |
2.0 |
Мощность дизеля, л. с. |
55 х 2 = 110 |
Крейсерская скорость при
полном водоизмещении, км/час |
45 |
Максимальная скорость, км /
час |
60 |
Расход горючего, л/час |
25 |
Объём топливных баков, л |
2 х 150 = 300 |
Объём кокпита, куб. м |
2.25 |
Осадка, м |
0.25 |
Мореходные баллы (высота
волны до 1,0 м) |
2 |
Максимальная дальность
автономного плавания, км |
540 |
Максимальное
время автономного плавания, час |
12 |
Обводы и конструкция лодки. Удлиненный корпус (L\B = 3.5) имеет остроскулые
глиссирующие обводы с углом килеватости днища на миделе 12°. На кормовой части
применены обводы катамаранного типа из двух спонсонов постоянного сечения,
имеющих килеватость 5-7°. Горизонтальный клиренс между спонсонами - 0.82 м,
вертикальный - 0.125 м. Такие обводы улучшают гидродинамическое качество на
скорости глиссирования и обеспечивают повышенную прочность днища, повышают
устойчивость на курсе. Разработчики окрестили обводы "Оби-4" "комби-универсал".
По нашему мнению, это - меткое название. Обводы корпуса упрощены, имеют
незначительную кривизну и легко разворачиваются на плоскость. Корпус "Оби-4"
изготовлен из дюралюминия марки Д1Т; обшивка имеет толщину на днище - 2 мм, на
бортах и надстройках - 1.5 мм. Клепаные швы, выполненные по технологии,
разработанной заводом, обеспечивают прочность и герметичность конструкции на
многие годы. Так, автор этих строк приобрел мотолодку "Обь-1" в 1971 г. и за
время ежегодной эксплуатации (а это 18 сезонов с мотором "Вихрь-20" и 9 - с
"Вихрем-253") ни один из швов не разошелся и не потек - лодка и сегодня
находится в хорошем состоянии. Дополнительную прочность и жесткость корпусу
"Оби-4" создают вертикальные стенки тоннеля между спонсонами днища, а также
выгородки в грузовом кокпите, каюте и штурманской рубке, проходящие по всей
длине и высоте бортов; пространство между ними, узкой палубой и наружной
обшивкой заполнено жестким пенополиуретаном, который после затвердения также
упрочняет корпус, являясь одновременно и блоком плавучести с хорошими
звукопоглощающими свойствами. Таким образом, при создании "Оби-4" конструкторы и
технологи завода использовали современные технические решения в областях судо- и
самолетостроения. "Обь-4" представляется достаточно прочным и надежным судном.
Корпус "Оби-4" является модулем, на базе которого разработаны две модификации
мотолодки: грузо-пассажирская (основной вариант) и пассажирская, отличающаяся от
первой только удлиненной каютой, закрывающей грузовой кокпит. Обе модификации
мотолодок могут быть изготовлены как в обычном, так и в северном исполнении.
"Обь-4" в северном исполнении имеет утепленную обогреваемую каюту. Обогрев
предусмотрен от установки в штурманской рубке малогабаритного отопительного
устройства от автомобиля "Запорожец".
Устройство и оборудование лодки. "Обь-4" представляет собой быстроходную каютную
мотолодку с носовым (передним) расположением грузового кокпи-та и находящейся в
корме штурманской (ходовой) рубкой. Корпус обладает необходимой остойчивостью и
хорошо приспособлен для приема пассажиров и грузов с носа лодки и через борт. В
самом носу лодки расположен герметичный багажник объемом 0.5 м3 с доступом в
него через форлюк. За ним находится открытый грузовой (или рабочий) кокпит с
расположенными по бортам сиденьями (банками-рундуками). Здесь же, у каютной
переборки, размещен и запас топлива в двустороннем 200-литровом баке
оригинальной конструкции (его нижняя соединительная часть повторяет обводы
днища). В непогоду кокпит закрывается легкосъемным тентом. Объем кокпита 2.3 м3.
Грузовой кокпит соединен дверью с пассажирской 4-мест-ной каютой, оборудованной
убирающимся столиком и двумя раздвижными койками. Каюта площадью 5.6 м2
проходная. Через дверь можно попасть в кормовой кокпит - штурманскую рубку. В
рубке сразу за каютой и выше ее, по правому борту оборудовано место водителя,
защищенное ветровым стеклом и двумя высокими бортовыми стенками. Лодка имеет
бортовую электросеть, питаемую от аккумулятора и генератора лодочного мотора
напряжением 12 V. Аккумулятор размещен в штурманской рубке - под полом места
водителя в отдельной выгородке. Переборкой отделена от него отопительная
установка. Там же предусмотрено место для переносного туалета. По желанию
заказчика за отдельную плату лодка "Обь-4" дополнительно комплектуется
отопительной системой, комплексом для приготовления пищи и переносным туалетом.
Настил пола состоит из легкосъемных жестких и плотных реечных сланей, которые
крепятся на винтах к поперечному набору корпуса. Лодка комплектуется двумя
распашными веслами и двумя тентами для переднего и заднего кокпитов.
Далее мы продолжим описание устройства пассажирской мотолодки "Обь-4", которая
была заказана бизнесменом из Салехарда под лодочный мотор "Mercury" мощностью
100 л.с. и на которой автор участвовал в заводских испытаниях. Заказчик в
договоре на поставку лодки указал высоту транца, расстояние от пульта управления
до мотора, габариты панели приборов и диаметр штуртросов, что и было выполнено
заводом. Лодка была заказана для дальних плаваний в северном исполнении и с
окраской всей надстройки в ярко-желтый цвет, хорошо видимый издалека в условиях
серого, однообразного ландшафта тундры. Знакомство с этой "Обью-4" началось с
транца. Ступив с причала в задний кокпит, я осмотрелся. Первое, что привлекло
внимание, - триплексное лобовое стекло от автомобиля "Волга" с дворником для
очистки его от дождя и снега. Дело в том, что дождь со снегом - частое явление в
низовьях Оби и ее притоках даже в летнее время, а в таких условиях применение на
лодках ветрозащитных лобовых стекол из органических материалов неприемлемо.
Второе: в подмоторной нише отверстия для проводки систем управления мотором
выполнены в ее боковых стенках. Такое решение позволяет расположить штуртросы,
топливные шланги и электрокабели непосредственно под полом рубки, что исключает
их повреждение и случайное заклинивание; благодаря относительно высокому
расположению упомянутых отверстий с резиновыми окантовками вода при быстром
заднем ходе или от попутной волны через них в корпус лодки не попадает.
Спустившись вниз и открыв дверь, попадаю в длинную каюту, которая состоит из
двух помещений, разделенных переборкой: комфортабельной кают-компании и кубрика
в обычном лодочном исполнении. Кают-компания, отделанная светлым деревом в
сочетании с розовым винилисом, оборудована зеркалом на переборке рубки, двумя
раскладывающимися диванами и убирающимся столиком между ними. Кубрик с двумя
мягкими койками-рундуками по бортам имеет в носовой части двухстворчатые двери,
раскрывающиеся на всю его ширину к бортам, что позволяет вносить громоздкие
грузы и обеспечивает свободный вход и выход пассажиров. Для безопасности посадки
и высадки пассажиров в носовой части лодки по бортам установлены два релинга.
Снаружи кабины на узкой палубе ("потопчине") размещены дюралевые непотопляемые
весла-багры. Забегая вперед, отметим, что заказчик, получив эту лодку, выразил
свое полное удовлетворение и поблагодарил коллектив завода за отлично сделанную
продукцию.
Заводские испытания. В конце мая 1998 г. на водной базе "Алмаза" на Оби были
проведены заводские испытания мотолодки "Обь-4", построенной в пассажирском
варианте и северном исполнении. Во время испытаний исследовались остойчивость,
непотопляемость и ходовые качества "Оби-4" под ПМ общей мощностью 46 л.с. с
загрузкой тремя и семнадцатью пассажирами; замерялась осадка лодки под полной
нагрузкой. Провести длительные и всесторонние испытания "Оби-4" не удалось ввиду
отсутствия ПМ рекомендуемой заводом мощности, а также тяжелого финансового
положения завода. Испытания осуществлялись в соответствии с методикой испытаний
по ГОСТ 19356-79, ГОСТ 19105-79. В непотопляемости и аварийной остойчивости
"Оби-4" мы смогли убедиться лично - она остается на плаву, поддерживая 12
человек, сидящих на крыше каюты и в залитом кокпите. Лодка не переворачивалась и
от дополнительного воздействия массы 110 кг (два человека). Во время ходовых
испытаний на мерном участке в 500 м засекалось время прохождения дистанции в оба
конца при установке на транец двух 23-сильныхПМ "Нептун-23". Получены следующие
результаты: - скорость хода с нагрузкой три человека - 28 км/ч (глисси-рующий
режим); - скорость хода с нагрузкой 17 человек (1200 кг) - 13.5 км/ч
(водоизмещающий режим). При полной загрузке 1200 кг осадка лодки составила 18
см. С помощью весел лодка отходит от берега с трудом. Чтобы воспользоваться ими,
необходимо откинуть крышку багажного люка, опустить в люк ноги и, упираясь в
переборку, начинать грести. По результатам испытания конструкция весел
улучшается для повышения их эффективности. В основном веслами действовали, как
баграми, выталкивая лодку на глубину. Лодка хорошо держится на курсе,
маневренна, легко входит в поворот и имеет небольшой радиус циркуляции, равный
длине судна.
Заключение. В целом "Обь-4" произвела благоприятное впечатление. Лодка
обеспечивает полную обитаемость шести человек в дальнем плавании, безопасно и
удобна в эксплуатации, может успешно использоваться в неблагоприятных погодных
условиях и в водоемах с бурным течением. Как показали самые первые испытания
опытного образца под двумя ПМ "Вихрь-30" общей мощностью 60 л.с. и заводские
испытания под "Нептунами-23", лодка может эксплуатироваться и под отечественными
лодочными моторами. "Алмаз" продолжает работу над совершенствованием "Оби-4".
Если финансовое положение завода позволит, в следующем году будут проведены
всесторонние испытания лодки и рекламный пробег под мощным мотором "Ямаха".